Комплектация

Комплектация автомобилей

В настоящее время разработано много различных дополнительных элементов оборудования автомобиля, улучшающих их комфорт и оснащенность, но все эти элементы в различной степени устанавливаются на те или иные машины. Поэтому комплектация автомобиля является важной характеристикой автомобиля, оказывающей значительное влияние на его потребительские свойства и, естественно, на продажную цену. Стоимость дополнительного оборудования может на 20 - 50% увеличить стоимость автомобиля.

Различают базовую комплектацию завода-изготовителя и дополнительную, которую завод может осуществить по соответствующему заказу.

Ниже приводится примерный перечень элементов комплектации и дополнительного оборудования, которые могут быть установлены в автомобиле.

Усилитель рулевого управления

Среди вспомогательных механизмов усилитель рулевого управления, пожалуй, главный для водителя. Все больше моделей машин разных фирм оснащаются этим полезным агрегатом, даже такие легкие, где, по российским меркам, в нем нет никакой нужды. Но времена меняются, запросы растут. И вот уже ВАЗ подбирает механизм, которым планирует комплектовать свои машины, из нескольких вариантов гидро- и электроусилителей - к примеру, тот, что установлен в маленьком Рено-Твинго.

Рассмотрим особенности обоих типов сервомеханизмов.

В гидроусилителе рулевого управления (ГУР)- насос, приводимый непосредственно от двигателя, постоянно поддерживает в системе давление жидкости. Оно с помощью распределительного устройства, связанного с рулевой колонкой, и гидропривода, встроенного в рулевой механизм или трапецию, поворачивает колеса, помогая водителю.

Распределитель, обычно золотниковый, имеет следящее устройство, которое обеспечивает пропорциональность усилия на руле и на управляемых колесах.

Тем самым сохраняется обратная связь в системе "водитель - автомобиль - дорога", т. е. "чувство руля".

При прямолинейном движении ГУР не работает и его насос гоняет масло вхолостую, готовый, однако, мгновенно вступить в работу. Именно ГУР помогает удержать, например, груженый автопоезд на дороге при взрыве переднего колеса. Его следящее устройство еще и ограничивает усилие, передаваемое от передних колес на руль. Поэтому ГУР, необходимый на тяжелых грузовиках и автобусах, на легковых автомобилях повышает комфорт и безопасность.

Но, к сожалению, есть у него и недостатки.

Во-первых, гидронасос жестко связан с двигателем автомобиля. На малых оборотах подача насоса невелика - значит, быстро колеса не повернешь. При повороте их на месте или с малой скоростью на рыхлом грунте, когда для этого требуется, ,брльшее усилие, приходится выжимать сцепление и "подгазовывать", поведшая обороты. На большой же скорости высокая производительность насоса, как правило, не нужна.

Во-вторых, гидронасос, золо/гник, следящее устройство, трубки, исполнительный механизм - конструкция громоздкая, тяжелая и, как вся гидравлика, дорогая. Ведь многие узлы - прецизионные, т. е. требуют особо точного изготовления и сборки.

Поэтому сначала взамен механического привода насоса ГУР появился электрический. Зависимость подачи от оборотов двигателя исчезла, но с ростом скорости автомобиля эффективность усиления становилась чрезмерно большой. А слишком легкий руль на высокой скорости опасен -не почувствуешь, как улетишь с дороги.